Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
От паровоза к парогенератору

От паровоза к парогенератору

Опубликовано 20.07.2015

Несколько десятков лет тому назад понятие “парогенератор” и “паровой котел” были тождественными, ведь главный признак нагревательной системы такого типа — создание перегретого водяного пара под давлением. Но с момента изобретения (и повсеместного распространения) атомных электростанций термин “парогенератор” стал применяться исключительно в отношении внутренних контуров переноса тепла этих систем. 

Впрочем, многие по старинке именуют паровые котлы парогенераторами, исключительно для того, чтобы точно определять их функциональное предназначение. Несмотря на то, что паровозы (и пароходы), а также прочие паровые машины стали достоянием истории, на сегодняшний день востребованность парогенераторов весьма высока.

Наиболее востребованы генераторы перегретого и насыщенного водяного пара в промышленности (для нужд технологических процессов), они же способны приводить в действие турбины, зачастую их выгодно применять в системах отопления. Повсеместное распространение нержавеющих гофрированных труб, способных служить десятки лет, позволяет создавать весьма продуктивные решения (в том числе теплые полы), также они упрощают решения задач подвода топлива и транспортировки пара и горячей воды.

Эффективные современные парогенераторы создаются по различным схемам, которые позволяют достигать максимально достижимого коэффициента полезного действия: их КПД способен достигать 90%. Наиболее популярные из них построены на основе вертикальной водотрубной конструкции. В сравнении с жаротрубными они выигрывают за счет множества преимуществ, среди которых принято выделять высокую скорость приведения в готовность: на достижение рабочего режима парогенераторам требуется около 5-7 минут, что вдесятеро меньше, чем у других агрегатов.

Меньший объем требуемой воды и сниженная масса также расширяют сферу их применения и повышают удобство в транспортировке и монтаже. Славятся они и экономичностью, ведь меньший расход топлива в сочетании с отсутствием необходимости подавать воду, предварительно разогретую до 100 градусов, ощутимо снижает потенциальные и эксплуатационные расходы. Нет проблем и с выбором топлива: котлы-парогенераторы работают как на дизельном топливе и природном газе (комбинированного типа), так и на любом из них (выбирается из экономических соображений или целесообразности). Эффективность работы на любом из выбранных видов топлива, как правило, одинакова.